Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним

ПРОЕКТ «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»

Пояснительная записка

Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом. Коллектив МБДОУ «Детский сад № 204» г. Чебоксары работает над проблемой взаимодействия дошкольного учреждения и семей воспитанников по вопросам формирования патриотического сознания и нравственной культуры детей, используя социокультурные возможности города, приобщая детей к культурному наследию Чувашии. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, реки, расположенных рядом. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в  результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма, так как основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут. Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям.

Ц е л ь  п р о е к т а :

- формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству чувашского народа;

- способствовать активизации полученных знаний в различных видах детской деятельности;

- воспитывать чувства любви и уважение к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю;

- дошкольников к культуре родного края;

- способствовать укреплению сотрудничества ДОУ и семьи в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине.

Задачи:

-привлечение ресурсов городской среды и семей дошкольников к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении;  

- приобщение к историческим, культурным, национальным памятникам;

-вовлечение детей в активный исследовательский поиск;

- формирование интереса к настоящему и прошлому, умения видеть историю вокруг себя;

- формирование чувства патриотизма, нравственности, духовности;

-усваивание опыта социальных взаимоотношений;

- воспитание уважения и гордость к предкам;

- развитие речи, как связующей нити в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром;

- повышение интереса родителей и педагогов дошкольного учреждения к истории родной республики.

Возраст  детей, на которых рассчитан проект:

 старший дошкольный возраст.

Продолжительность проекта

 - 1 год (2017 –2018).

Этапы проекта:

 Подготовительный:

 Обозначение цели проекта;

 -постановка задачи данного проекта;

- определение сроков проведения проекта;

- разработка плана мероприятий.

 -Реализация проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом – проведение всех запланированных мероприятий. Заключительный: подготовка отчета с презентацией.

Предполагаемые результаты:

 -пополнение экспонатов мини-музеев в группах изделиями декоративно-прикладного искусства, сделанными своими руками;

- картотека чувашского фольклора;

- публикация.

Содержание проекта:

В настоящее время в основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей. И чем теснее будет эта связь, тем эффективнее будет работа по данному направлению. Осознавая ценность взаимодействия с учреждениями социума по воспитанию интереса к национальной культуре, привлекаются родители к совместному проведению экскурсий, посещению выставок и музеев. Достаточно активное участие родителей в различных мероприятиях совместно с детьми укрепляет отношения в семье, создает более благоприятный эмоциональный тон общения. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство  большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, республика. Диапазон объектов, с которыми мы знакомим дошкольников, постепенно расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городе актуальность и непосредственность. При ознакомлении с историей малой родины, прежде всего, организуется поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города и республики, уважение к знаменитым землякам.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

План работы с детьми

Образовательная деятельность Формирование представление о республике, в которой мы живём. Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём. В течение года Праздники и развлечения Знакомство детей с чувашскими народными праздниками – Сурхури, Cаварни, Манкун, Акатуй, Киремет карти, с традициями и народными приметами с ним связанными. Знакомство с национальными праздниками - День чувашского языка (25 апреля), День государственных символов ЧР (29 апреля), День Республики (24 июня), День города (3 воскресенье августа) В течение года Народные промыслы Приобщение детей к истокам национальной культуры, формирование представления о произведениях чувашского прикладного искусства, знакомство с элементами чувашского орнамента и их семантикой. Продолжать знакомить детей с традициями чувашского народного творчества, его жанрами. Обратить внимание на особенности композиции сказки. В течение года экскурсии воспитывать интерес к родному краю. Знакомить детей с историей нашей республики, родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. В течение года Чувашские народные игры,  воспитывать интерес к народным играм и национальным видам спорта. Познакомить детей с чувашским народным костюмом: с названиями элементов одежды, с их происхождением.

Формы работы с детьми

- Приобщение детей к культуре.

- Экскурсия в библиотеку, проведение бесед с детьми по прочитанным книгам сотрудниками библиотеки.

-Театры города: Чувашский государственный театр кукол

 -Приобщение детей к театральной культуре.

 -Приобщение детей к миру искусства, знакомство с произведениями изобразительного искусства различных жанров и видов.

-Организация экскурсий по музею, выставочному залу с учётом возрастных особенностей детей.

-Формирование представлений о родном крае, о развитии города Чебоксары. Обеспечение условий для развития патриотических чувств, гордости за малую родину.

-Проведение познавательных игр.

Работа с родителями

 -Привлечение родителей к участию в проекте.

 -Расширять кругозор родителей.

- Помочь максимально сблизить интересы родителей и их детей.

 -Мастер-класс «Изготовление народной куклы».

-Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»

- Оформление фотовыставки о проведенных экскурсиях. Привлечь родителей к оформлению выставки; к участию в совместных походах по городу. Способствовать сотрудничеству педагогов с родителями и детьми.

Результаты:

Ознакомление ребенка с историей, с культурой родного края, включение в активное действие с предметами старины в сочетании с методами, стимулирующими познавательную активность, и обогащением предметно-развивающей среды предметами чувашской культуры способствуют эффективному приобщению к культуре родного края дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, традициям и обычаям родного края, к эстетическим и нравственно- эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Чувство личности, человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Поэтому важная задача детских дошкольных учреждений – передавать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме.